Вася Косяков эвридэй (kosiakov) wrote,
Вася Косяков эвридэй
kosiakov

Category:

Записки археолога-дилетанта

Итак, титанический труд по изучению таинственных развалин завершен, инджой!


Объект


Турецкий павильон усадьбы Троицкое-Кайнарджи
Координаты: 55°44'32"N 37°57'39"E
Объект на панорамио

Мнения из интернетов

Мнение Викимапии:
Турецкий павильон усадьбы Троицкое-Кайнарджи (Железнодорожный). Был построен владельцем усадьбы Румянцевым-Задунайским в честь заключения мира с Турцией 1784 г.
Мнение http://deadokey.livejournal.com/3429.html
В 1770 году во время Русско-турецкой войны русская армия под командованием Петра Александровича Румянцева разгромила турецко-татарские войска при Ларге и Кагуле фактически предрешив исход войны. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский договор, а талантливый полководец рескриптом Екатерины II пожалован двенадцатью высочайшими наградами, среди которых: грамота с прописями побед, фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок, медаль с его изображением, деньги, картины, наименование «Задунайский» и пять тысяч крепостных крестьян.
После официальных торжеств в Москве фельдмаршал Румянцев-Задунайский с неменьшим размахом принимал императрицу в своем подмосковном имении Троицком. К приезду государыни спешно строился дворец-павильон, стилизованный под одну из турецких крепостей. Встреча была торжественной. Великолепный бал и народное празднество с песнями, русскими плясками и фейерверками продолжалось до утра.
Мнение http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BE
К югу от платформы, в излучине поймы р. Пехорка, развалины (фрагмент стены) Турецкого павильона усадьбы Троицкое-Кайнарджи, еще недавно представлявшего целостное сооружение. Павильон в форме стилизованной турецкой крепости был построен к приезду в усадьбу в 1775 г. императрицы Екатерины Второй.
Мнение http://www.hist-sights.ru/node/600
Дворец изображал турецкую крепость, которую гвардейцы брали штурмом. Сохранилось предание, что императрица прибыла в Троицкое-Кайнарджи водным путем, спустившись по Москве-реке до Пехорки на больших гребных лодках и плотах. «Потешный» дворец простоял до 1812 г.
Итак, проверяем гипотезу - являются ли руины остатками Турецкого Павильона?

Осмотр

Остатки здания сильно разрушены. Сохранилась частично южная стена и два высоких торцевых участка, "цокольный этаж".
Примерная схема развалин:


Темно-серая область - пол юго-западной части здания, пусть это будет "комната", он ниже верхней грани первого ряда оконных проемов и примерно совпадает с уровнем земли-осколков (серая область) вокруг здания, за исключением области "крыльца". Назовем его уровень 0. На самом деле, судя по оставшейся высоте нижних проемов оконных, он приподнят от оригинального пола за счет осколков.
Коричневая область - пол первого этажа, он же потолок цоколя, проходит по высоте где-то на полтора метра выше уровня 0 - назовем его уровень 1. В районе "крыльца" и с востока уровень земли-осколков (оранжевая область)примерно совпадает с уровенем 1.

Таким образом, цокольный этаж по кругу с двух сторон огибает "комнату". Цоколь и комната соединяются штатно проемом в сводчатом потолке цоколя, этот проем обозначен на схеме синим прямоугольником. В районе проема видно, что пол "цоколя" ниже пола "комнаты", что подтверждает нашу догадку про приподнятость пола комнаты из-за осколков.
Потолок "цоколя" (он же пол первого этажа) сводчатый, кирпичный.

Зеленый квадрат - "крыльцо", сейчас представляет собой спуск с уровня земли на уровень пола цоколя с двумя "перилами" по бокам. Судя по всему этот спуск - это слежавшаяся осыпь осколков, так как левее "крыльца", ближе к стене, уровень земли заметно постепенно снижается вплоть до уровня пола комнаты (уровень 0)
Черная область - провал потолка "цоколя". Провал ведет в ту же область "цоколя", что и "крыльцо", отрезая остальную часть "цоколя".
Красный квадрат - провал в западной стене, вход в остальную часть цоколя.

Вид с запада

На фото вида с запада не виден продолжающийся налево кусок стены на уровне "цокольного" этажа с оконными проемами.

Южная стена с "крыльцом". Левее крыльца видно продолжение дверного проема, с внешней стороны здания это место прикрыто остатками двери с облицовкой типа дермантина и завалено, изнутри эта часть проема заложена кладкой.


Восточная часть. Видно, что стена продолжалась (до определенной высоты) на восток далее.


Вид изнутри на южную часть, стоя на полу уровня 1. В левом и правом углу - уровень 1, по центру деревья растут из уровня 0.


Вид изнутри на восточную часть, виден уровень 1 и провал, ведущий в "крылечную" часть цоколя, его сводчатый потолок. Обратите внимание на часть полукруглой рамы, висящей на левом краю. Очевидно, здесь на уровне второго этажа стена шла дальше на север, на уровне первого - продолжалась на восток.


Вид с севера - дыра в цоколь с тыла


На сохранившихся стенах заметны переделанные позже участки - расширены оконные проемы, проем, к которому ведет крыльцо заложен итп.

Кладка оставляет двойственное впечатление - с одной стороны, рисунок кладки везде одинаков. С другой, в кладке есть кирпичи двух типоразмеров, а состояние кирпичей и швов очень сильно различается в разных частях стен. Не знаю, то ли это свидетельство переделок, то ли просто разное воздействие природы. Мне кажется, что с каких-то частей штукатурка отвалилась раньше, и поэтому больше эрозия - по крайней мере в пользу этого говорит очень сильный износ кирпичей в верних частях стен.


В верхней балке проема, расположенного над крыльцом, обнаружены кирпичи третьего, наиболее отличающегося типа. На этих кирпичах есть клейма, и эти кирпичи расположены только тут - нигде более ни в обломках ни в стенах таких кирпичей нет.


Существуют рисунок и старая фотография, по которой рисунок, судя по всему, и сделан. Некоторые источники говорят что это здание усадьбы, другие - что это и есть Турецкий павильон. Лично я после осмотра руин не нашел очень уж большого сходства, но если допустить ацкое количество переделок, то трансформировать эту картинку в реальные руины очень даже можно.


Восточнее основных руин обнаружены выложенные кирпичем кубические конструкции в земле - непонятно, то ли это остатки подвалов советского розлива, то ли части цоколя большого здания. Вообще, нынешние руины стоят на возвышении, и чтобы понять, это просто земля или это большая куча обломков мега-дворца, засыпанных землей и мусором, поросших травой и многажды сдвинутая бульдозерами во времена свалки в этих местах (1980-е) - невозможно. Надо рыть землю, но на это я уже пойтить не могу )).

Вид с дороги
D

Анализируй это


Итак, вооружаемся мега-сайтами по кирпичной тематике и приступаем к анализу.

1) Техника перевязки
Везде в здании использована Верстовая техника - основное распространение до 1860 года.

При этом, на всех не равных 90 градусах углах (в частности, на скошенном юго-западном углу здания) видим такое решение:

Это у нас "перевязка с подтеской":
перевязка с подтеской (рис. 6) угловых остатков оконных рассветов была широко распространена в 17 и первой половине 18 вв. В 1730-1740 гг в Москве подтеска заменяется "голубцом" (рис. 7). Это связано с изменением способа отделки поверхности стен: обмазка сменилась штукатуркой. Тонкая обмазка, применявшаяся в 17-начале 18 вв, требовала тщательной обработки поверхности стены, поэтому угловые кирпичи подтесывали. Под штукатурку же требуется шероховатая поверхность, и голубцы при этом играли существенную конструктивную роль: они способствовали лучшему сцеплению штукатурки со стеной



Вобщем, техника перевязки - достаточно старая, дает нам ориентировку 1740 года, что уже очень интересно.

2) Швы. Повсеместно встречается прямая односторонняя подрезка

Это дает нам дату от 1730—1750. В пользу этой датировки говорит и характер сопряжения шва с кирпичом:
Прямая односторонняя подрезка хронологически расположена между двумя похожими способами обработки шва: затиркой и подскребкой, поэтому переходные формы похожи друг на друга. В таких случаях, когда подрезка не глубока, а в некотрых местах отсутствует (т.е. шов плоский, заподлицо с кладкой), нужно обращать внимание на характер сопряжения шва с кирпичом. В 18 веке, когда происходила смена затирки на подрезку, кирпич был изготовлен вручную, углы (ребра) его скруглены, поэтому раствор плавно заходит на кирпич, увеличивая тем самым толщину шва. В 19 веке ребра машинного кирпича - жесткие, острые, раствор резко обрывается при соприкосновении с углами, подчеркивая реальную толщину шва .
Отлично, опять попадаем в интересующий нас диапазон.

3) Форма кирпича. На мой дилетантский взгляд, кирпич не заводской, но тут можно легко ошибиться:
Формованный кирпич, применявшийся в постройках 18-первой половины 19 века, имел деформированные грани, скругленные ребра и углы. Это объясняется тем, что оставшаяся в формах глина от предыдущих забивок искажала контуры кирпича. Кроме того, износ форм приводил к деформации граней кирпича. В начале 19 века неоднократно предпринима лись попытки сменить ручной способ производства кирпича машинным. В 1840-х годах ручное производство почти полностью было вытеснено машинным. С изменением способа изготовления кирпича изменился и его внешний облик: ребра стали более жесткими и прямолинейными, грани более гладкими и ровными. Таким образом, по этим признакам можно визуально отнести кирпич к тому или иному периоду. Эта разновидность визуальной датировки требует определенного навыка, поэтому пользоваться им следует с особой осторожностью.
Замечу лишь, что от современного кирпича по круглости граней и неровностям этот кирпич заметно отличается.

4) Размер кирпича.
В кладке обнаружены два немного отличающихся типоразмера кирпича (длина х ширина) : 255-260х125 и 225х110. Как я уже говорил, эти кирпичи встречаются в кладке вперемешку - в том числе и в стенах, и в сводах цокольного помещения. Отдельно выделяются кирпичи с клеймами в оконном проеме второго этажа над "крыльцом" - у них гораздо более ровные грани и другая фактура материала. Их ширина 130 мм (другие значения померять не смог), и они встречаются только в этом месте.

Кирпичи размером 255-260х125 ложатся в рамки 1770-1790.
А вот 225х110 же очень странный размер, судя по таблице настолько маленьких кирпичей и не было вовсе, наиболее близкие значения были в районе 1810-хх годов. Между тем, исследователи отмечают, что в середине 18 века в размерах кирпичей был аццкий раздрай, так что возможно кто-то просто хорошо нагрелся при строительстве. Ибо

Значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей в кладке. В России регламентация этих размеров осуществлялась неоднократно. Попытки стандартизации кирпичных габаритов приходили в непосредственное столкновение с интересами владельцев кирпичных заводов. Дело в том, что кирпич продавали на штуки. Предпринимателю было выгодно изготавливать кирпич меньшего размера, поэтому царские указы повсеместно нарушались, несмотря даже на угрозы подвергнуться публичному битью батогом

5) Клеймо на "особых" кирпичах. По ширине этих кирпичей особо много не скажешь - попробуем зацепиться за клеймо. Нанесено на ложке, буквы НТ, форма Т с засечками на верхней перекладине

Клейма анималистические, аббревиатурные и числовые обладали рядом общих свойств. Они имели незначительные размеры, поэтому печатались на тычке. До 1812 года клеймо оказывалось заключенным в рамку, которая являлась следом границ печатного торца. Вторая, внутренняя рамка, которая, как и буквы, вырезалась на лицевой, рабочей поверхности штампа, появляется в период с 1812 по 1870-е гг. Наличие второй рамки при сохранен и прежних габаритов клейма повлекло за собой уменьшение букв, измельчение изображения.

Рельеф аббревиатурных тычковых клейм - выпуклый (он был вырезан, т.е. углублен в поверхности штампа), рельеф ложковых и постельных клейм - вогнутый. Изредка встречаются аббревиатурные вогнутые клейма на тычках ("КИК", "ННН").

Вобщем, тут я в тупике - выпуклый рельеф противоречит расположению на постели. Наличие рамки дает нам датировку после 1812 года. Личный осмотр вообще оставил впечатление совсем свежего кирпича. Ну и букв таких НТ я в интернетах не нашел.

Выводы


Ну что сказать.
Кирпичи, техника кладки, швы в принципе ложатся в заявленный район 1774 года.
Близость от реки ложится в версию потешного дворца для прибытия императрицы.
Если ориентироваться на генплан усадьбы и на карту 1931 года, то получаем вполне подходящее расстояние до развалин от границ усадьбы:



С другой стороны, впоследствие в этих местах располагался кирпичный завод, из которого вырос гигант Кучинский керамкомбинат (RIP). Вот состояние на 1931 год с другой карты в сравнении с текущим гуглем (кликайте, Шура, кликайте!):


Видно, что развалины находятся рядом с тогдашней территорией завода, и здание это вполне могло быть использовано для нужд предприятия - по крайней мере, об этом свидетельствует одно из сообщений на викимапии:
ну вобщемто например при комунистах там чертежники с завода сидели а в царские времена это был публичный дом многие девушки ходят фотографироваться туда):):)
А вот, переделали ли под себя потешный павильон заводчане, или построили себе здание с нуля (а почему бы и не из юзаного кирпича???) - это вопрос.

Странным мне кажется и то, что для увеселительных целей было построено настолько солидное здание - хотя кто его знает, насколько серьезно во времена императрицы относились к потешным крепостям.

Следы переделки, оконные рамы, следы подвода электричества (крюки и провода на восточной стене), поваленный, гнилой, но все же явно различимый досчатый забор вокруг - все это говорит о том, что относительно недавно здание использовалось.
Все же, я склоняюсь к версии, что к празднованиям 1774 года это место имеет непосредственное отношение, однако что из нынешних развалин действительно пережило все последующие события - сказать сложно, да и вряд ли нужно.

Одно время объект (бОльшую часть "цоколя") облюбовали бомжи, в подвале внушительных размеров яма (видимо кто-то нашел клад), стены расписаны, а окрестности завалены мусором. С учетом активного строительства промзоны вокруг, боюсь, стоять развалинам осталось недолго.
Такие дела.

И еще немного фоток







Ссылки, респекты и благодарности


При подготовке материала использовались сведения с сайтов:
http://igorkiselev.tripod.com/Preservation/PreservationRUS.html
http://www.art-con.ru/node/1119
объект на Викимапии
Объект на панорамио
Отдельное спасибо юзеру vadimrazumov.ru за материалы из отчета http://deadokey.livejournal.com/3429.html

Tags: Павлино, история, фотки, хвалюся!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments